Гегель создает образцовую философскую систему, в том смысле, что она построена именно как система, каждый элемент которой связан с другими.

Система Гегеля – вершина системы творчества.

Гегель отталкивается от идеи трансцендентального субъекта. Однако изначально понимал этот субъект как абсолютный дух или абсолютную идею, как некий мировой разум.

Для него это субъект, который одновременно является субстанцией.

Абсолютный дух является исходной точкой развития в процессе самопознания опредмечивает себя, т.е. все идеальные структуры, понятия, идеи, мысли, содержащиеся внутри него он реализует во вне. Дает им не идеальное, а реальное содержание.

Три основных ступени развития.

1.      Логика – рассматривает абсолютный дух, его внутреннюю структуру (всю систему логических категорий: бытие и небытие, синтез этих двух понятий, становление, количество, качество и мера). Каждое понятие Гегель рассматривает как включенное в некую триаду.

Исходное понятие – тезис.

Противоположное ему – антитезис.

То что они порождают вместе – синтез.

Принцип троичности – диалектический принцип развития путем прохождения трех ступеней.

2.      Философия природы.

На этом уровне он также рассматривал три основных ступени:

Ø      Механический уровень.

Ø      Химический уровень.

Ø      Организмический уровень (уровень организмов).

3.      Философия духа – изображающая становление и развитие человека.

На третьем уровне, где вероятно возникновение человека, сознание человека и абсолютное сознание абсолютного духа встречаются в процессе познания. И на этом уровне процесс самопознания абсолютного духа завершается.

На этом уровне Гегель рассматривает три ступени:

·        Субъективный дух (личность, индивидуальное сознание).

v     Чувство

v     Рассудок

v     Разум

·        Объективный дух (семья, гражданское общество, государство[вершина развития нравственного принципа], общественное сознание).

v     Право

v     Мораль

v     Нравственность

Государство – «шествие Бога в мире». На уровне объединения индивидов в государстве каждое индивидуальное сознание достигает своей вершины, т.к. избавляется от эгоизма и из отдельных индивидов получается единый человеческий организм – государство.

·        Абсолютный дух.

v     Искусство

v     Религия

v     Философия.

Искусство так тесно связано с чувственностью, что не может адекватно отразить духовную реальность.

Религия – более высокая ступень, но и в ней эмоционально-чувственный компонент еще силен.

Философия как чистая деятельность разума, отвлеченная от всех чувственных и эмоциональных компонентов (как считал Гегель), на котором мышление полностью освобождено. На этом уровне самопознание абсолютного духа завершается.

Триада: Логика – природа – история.

Вершина философии – философия Гегеля.

 

Лекция 16.

 

В системе Гегеля впервые  диалектический метод получил статус теории. Т.е. появилась развернутая теория диалектики – как теория о всеобщей связи развитии. Главный механизм развития, согласно этой теории – это противоречие, т.е. внутреннее противоречие, которое содержится в каждом понятии и явлении. Т.е. и в области мысли и в области реальности борьба противоречий движет развитием. Противоречие реализуется поэтапно, путем отрицания предшествующих позиций новым. Любая определенная ситуация, будь то определение в мысли или какое-либо фактическое положение дел, содержит в себе уже свое иное будущее состояние. За всем этим будущим состоянием наличное положение дел отрицается или снимается. Т.о. в любом случае работает механизм так называемого двойного отрицания. Гегелевская триада (тезис, антитезис, синтез) являет собой пример этого двойного отрицания. Тезис отрицается антитезисом, а затем сам он отрицается синтезом. Причем синтез – это новый тезис, как бы начало новой серии отрицаний. Причем отрицание – по Гегелю – предполагает не просто уничтожение прошлого. Гегель использует термин «снятие», иногда его переводят как преодоление, имеется в виду, что каждое новое состояние содержит в себе все предыдущие, отрицаемые моменты. Т.е. все, что было отрицаемо, оно все сохранено. Поэтому термин «снятие», «отрицание», «преодоление», в немецком языке имеет смысл как «сохранение», т.е. снятие посредством сохранения. Гегель приводит множество различных примеров из жизни природы, из жизни человека, о том, что каждое наличное состояние уже содержит зародыш этой силы, а значит, в будущем отрицается, чтобы потом быть отрицаемым новым будущим. Речь идет о бесконечной цепочке развития путем восхождения на все более и более высокие и сложные уровни. По сути дела мы видим, что вся эта система начиная от чистого развития понятий в области логики до реализации уже в высоких уровнях культуры не просто человеческой жизни, но человеческой жизни порождающей идеи абсолютов, т.е. там, где человек рождает религию, искусство, философию - высшие сферы реальной жизни, жизни культуры. На всем этом протяжении речь идет именно о такой структуре – структуре двойного отрицания.

Основываясь на теории Гегеля впоследствии, его диалектические принципы в марксизме приобрели статус законов объективной реальности.

Эти законы:

1.      Закон единства и борьбы противоположностей.

В этом законе фиксируется противоречие, заключающееся в каждом движении бытия. Противоречия эти находятся по началу на стадии единства, затем входят в стадию борьбы, чтобы образовать новое единство.

2.      Закон перехода количественных изменений в качественные.

Согласно которому постепенное накопление количественных изменений в определенный момент доходит до такой точки, когда происходит качественный скачек. Т.о. в этом законе фиксируется положение о революционном принципе развития реальности. Эта идея была наиболее ярко воспринята Марксом.

3.      Закон двойного отрицания или Закон отрицания отрицания.

См. выше.

Эти законы в марксизме получили статус универсальных объяснительных принципов не только для природы, но и для истории, для жизни общества и отдельного человека. Т.е. в марксизме диалектика стала основой философии как таковой.

По Гегелю диалектические принципы также применялись к истории, человеческому обществу и человеческой культуре. Описывая процесс постепенного роста сознательности человечества, т.е. приближения человечества к осознанию законов развития духа, Гегель также использует этот принцип триад. История согласно Гегелю, есть постепенное осуществление принципа свободы.

Три ступени человечества:

На первой ступени: Самые развитые цивилизации восточной, где свободен только один человек.

На второй ступени: Речь идет об античном мире, где свободны уже многие (все кроме рабов).

На третьей ступени: В так называемом германском мире приходит осознание того, что свободны все.

Описывая постепенный рост сознания человечества, Гегель рассматривает по началу факт индивидуального сознания, затем стадию самосознания, когда индивидуальное сознание начинает отличать себя от других, и вот здесь он описывает первичную встречу двух исходных, изначальных сознаний, когда некое человеческое «Я» осознает, что есть другие «Я». Гегель описывает эту встречу в притче «о хозяине и рабе», где в роли хозяина выступает сознание, которое господствует, владычествует, а в роли раба – сознание, которое подчиняется, признает хозяина своим повелителем.

Показывая диалектику этих двух сознаний, Гегель показывает, как рабское и хозяйское сознания постепенно переходят в свою противоположность. Хозяин впадает в зависимость от раба, т.е. теряет свободу, а раб, напротив, постепенно начинает понимать, что в его руках находится обеспечение жизни как своей собственной, так и хозяина.

Эта диалектика сознаний и ведет к тому, что в истории главным принципом становится борьба за свободу. Т.е. стремление достичь такой ситуации, когда хозяин и раб не просто меняются местами, а когда их противоречия вовсе снимаются.

Этот момент в философии Гегеля в последующий период развития философии, вплоть до сегодняшнего дня, вдохновляет на борьбу за свободу самые разные течения. Освободительная борьба колониальных народов, борьба женщин за равноправие, экономическая борьба, вылившаяся в социалистические революции – все это есть попытка разрешить противоречия между «хозяином» и «рабом».

Анализируя высшие сферы человеческой культуры, там, где абсолютный дух начинает проявлять себя, т.е. это искусство, религия и философия, Гегель всюду видит три этапа развития.

В религии, например, первая стадияязыческая, когда человек еще не выделил себя из природы. Вторая стадиямонотеизма, т.е. возникновение библейского повествования о едином Боге, когда происходит раскол между человеком и природой с одной стороны, и человеком и Богом с другой, человек начинает осознавать себя как существо греховное и отпавшее от целостности мира. Третья стадияхристианство, в котором Бог сам восстанавливает утраченное единство Бога и человека, посредством Христа (богочеловека). Задача человека в сфере религии – вернуться к единству с Богом сознательно, свободно.

В области искусства, Гегель также выделяет три стадии развития:

1.      Искусство символическое, т.е. искусство первобытных народов, где речь идет об отражении природы.

2.      Искусство классическое, в античности, где искусство начинает обращаться к человеку, к человеческому телу, а не только к природе.

3.      Искусство романтическое, т.е. Новой Европы, которое стремиться изобразить не просто человека, не просто природу, а внутренний мир человека, его психологию.

По этой причине, причине чрезмерной психологизации искусства, Гегель отказывает искусству в перспективах развития. Для Гегеля, искусствотупиковая ветвь в развитии абсолютного духа в человеке.

Философия, по Гегелю, также проходит три ступени:

1.      Философия античная, классическая.

2.      Философия средневековая, религиозная.

3.      Философия нового времени и философия Гегеля.

Эта третья ступень вбирает все достоинства предыдущих. В философии Гегеля сохранен и религиозный компонент (абсолютный дух) и сохранен рациональный античный компонент, и они вместе синтезированы в логику развития рационального абсолютного мышления.

Во-первых, в системе Гегеля классический философский рационализм достигает своей вершины, своей крайней точки. По Гегелю, исторические формы разума оказываются исчерпанными, достигшими своей вершины. Во-вторых в системе Гегеля все проявления жизни подчинены единой рациональной логике, и этим обнаруживает недостатки рационализма, неспособность силами одного только разума адекватно отразить все проявления бытия.

После смерти Гегеля начинается «бум» против рационализма в философии. Этот «бум» выразился в трех основных формах:

1.      Марксизм, когда отрицается абстрактность и отвлеченность гегелевского рационализма. Маркс выдвигает идею о практической значимости философии. «Философы лишь различным образом объяснили мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

2.      Позитивизм, это философское направление, связавшее свою судьбу с развитием естествознания, и единственной опорой познания позитивисты считали научный элемент, научный опыт и основывались на идеях эмпиризма.

3.      Иррационализм, т.е. создание теорий, в которых основанием бытии были иррациональные идеи.

Главное противоречие в системе Гегеля, которое заставило многих мыслителей отказаться от его идей это противоречие между методом и системой. Метод Гегелядиалектический, т.е. предполагает бесконечную цепь развития, а система Гегеля - это абсолютная система, которая на определенной ступени завершается. Гегель отказывается вообще от обсуждения будущего.

 

Общая характеристика немецкой классической философии.

 

1.             Немецкая классическая философия на место традиционной онтологии ставит гносеологизм, т.е. стремление исходить из идеи первичности субъекта в познании. Т.о. через формы сознания субъекта может быть описано бытие.

2.             На место субъекта выступает не индивидуальное сознание (для 18 в. было характерна т.н. гносеологическая робинзонада, когда рассматривался единичный, природный субъект, познание которого нужно было объяснить), а трансцендентальный субъект, т.е. всеобщее родовое сознание, обладающее всеобщими и необходимыми формами мышления.

3.             Этот субъект выступает в качестве активного творца объективного мира. Т.о. познание выступает как деятельность, а не просто пассивное отражение, как это было раньше.

4.             Метафизический метод, ориентированный на познание тождественного себе бытия, т.е. устойчивого, постоянного, неизменного, сменяется диалектическим методом. Т.о. бытие предстает в качестве изменчивого, динамичного, в каждой своей точке не зафиксированного, а стремящегося к будущему.

5.             Благодаря немецкой классической философии, принцип историзма стал одним из основных научных принципов. Т.е. любое явление, гуманитарное или естественнонаучное, стало рассматриваться как обладающее своей историей, исторически ограниченное, т.е. характерное только для этого этапа развития, относительное. 19 век стал «веком истории». История стала популярной наукой.

6.             Философия в немецкой классике предстает как деятельность по систематизации всех возможных способов познания и всех сфер реальности. В немецкой классике каждый создает всеобъемлющую систему, которая вся пронизана единым исходным принципом.

7.             В немецкой классической философии наиболее глубокое осмысление получила идея свободы, принцип свободы, практическое действие субъекта, основанное на свободе. В последующие годы развития философии эти идеи, сформулированные Кантом и Гегелем, лишь по-разному актуализируются, применяются в различных сферах человеческой деятельности.

 

Hosted by uCoz